Публикации Rail Garant
Поставлена задача – стать лучшими!
01/06/11Rail Garant (RG) - транспортный холдинг, объединяющий собственников и операторов железнодорожного подвижного состава. Нацеленность компании на комплексное обеспечение потребностей партнеров в сфере железнодорожных перевозок промышленных грузов по мнению экспертов является одним из определяющих факторов, позволивших занять компании лидирующие позиции. О стратегии развития предприятия и новых задачах, стоящих перед RG рассказал генеральный директор Роман Котенко ПРИОРИТЕТ УНИВЕРСАЛЬНОМУ ПАРКУ - Роман Алексеевич, Rail Garant является серьезным игроком на рынке железнодорожных перевозок, при этом не ограничиваясь какими-то отдельными видами грузов, типами подвижного состава или регионами, в которых осуществляются перевозки. Чем продиктована такая «многоукладность» и какие из видов деятельности являются приоритетными в настоящее время, или станут таковыми в ближайшем будущем? Компании узкой направленности, в управлении которых находится один-два типа подвижного состава или которые ограничены в географии перевозок, как правило, достаточно уязвимы, особенно если речь идет о специализированных вагонах. Иными словами, они менее приспособлены к выживанию в изменяющейся рыночной среде, чем компании с дифференцированным парком вагонов и направлениями деятельности. До 2010 года группа RG была больше ориентирована на специализированный подвижной состав. В этом отношении показателен пример «Трубной транспортной компании» («ТТК»), основным видом деятельности которой изначально была перевозка труб большого диаметра. Безусловно, концентрация усилий на каком-то определенном сегменте при грамотной стратегии позволяет достичь в нем лидирующего положения, как в случае с «ТТК». Однако, эксплуатация специализированного подвижного состава сопряжена с определенными рисками. Минимизировать такого рода риски можно посредством увеличения доли универсальных вагонов - более востребованного парка с положительной динамикой роста доходности и стоимости как актива. Поэтому учитывая конъюнктуру рынка и тенденцию увеличения потоков грузоперевозок, было принято решение о диверсификации парка вагонов и смещении акцента Rail Garant в сторону универсальности. Сейчас из общего парка 20.000 единиц более половины приходится на долю универсальных, в частности полувагонов (порядка 8 тыс. ед.). Учитывая этот факт, можно сказать, что в настоящее время приоритетными для нас являются во-первых, грузы, перевозимые в универсальном парке – уголь, железорудное сырье, прочие навалочные грузы горнометаллургической и других отраслей. Во-вторых - наливные грузы, перевозимые в специализированных танк-контейнерах и вагонахцистернах. - Вы пришли в RG из другого крупного холдинга, следует ли в связи с этим ожидать каких-то изменений в политике компании? Моя первоочередная задача в Rail Garant – построить системный бизнес, оптимизировать бизнес-процессы. Группа находится на стадии активного развития. Поэтому именно сейчас как никогда важно выстроить систему, которая станет прочным фундаментом, как для дальнейшей реализации уже существующих проектов, так и для развития новых направлений деятельности. В этом отношении хорошей школой для меня стал «СИБУР».Убежден, практический опыт по эффективному управлению организацией, который я получил в этой компании, поможет мне в достижении намеченных целей. - Следует ли в ближайшее время ожидать изменения структуры RG, появления новых подразделений в связи с реализацией новых проектов и освоения новых видов деятельности? Существенных изменений не произойдет, но некоторые нововведения неизбежны. Главным преобразованием стало создание управляющей компании РЕЙЛ ГАРАНТ ФИНАНС, которой переданы на аутсорсинг финансовые, бухгалтерские, кадровые и другие функции. При этом за компаниями Группы осталась производственная деятельность. К настоящему времени формируется Техническая дирекция Rail Garant. Также, в рамках Группы планируется создать отдельную структуру, основной задачей которой станет развитие контейнерных перевозок и терминала в Мууге. Других структурных преобразований в ближайшем будущем не предвидится. С другой стороны, мы понимаем, что инновации – залог успешного развития компании. И поэтому постоянно стремимся к введению новшеств, способствующих повышению конкурентных преимуществ и эффективному развитию Группы в целом и каждой компании в отдельности. Это выражается в использовании современных моделей вагонов-цистерн повышенной кубатуры, крытых вагонов с увеличенной грузоподъемностью; внедрении современного программного обеспечения; разработке новых логистических схем транспортировки грузов, в частности для проекта по развитию контейнерного терминала в Эстонии. Именно такой подход к ведению бизнеса позволяет нам быть в авангарде российского железнодорожного рынка. УСЛОВИЯ ДИКТУЕТ КЛИЕНТ - Какие цели стоят в настоящее время перед RG и чем продиктован именно этот выбор? В течение ближайших двух-трех лет Rail Garant планирует закрепить положение одного из лидеров российского железнодорожного рынка по объемам перевозок и численности парка подвижного состава. Перейдя от агрессивного наращивания парка в 2010 году к более спокойному в настоящее время, стратегия развития Группы предусматривает увеличение операционного парка до 25.000 вагонов к концу 2013 года. Также к концу 2013 года в случае удачной реализации проекта по развитию контейнерного терминала, Rail Garant выйдет на новую ступень развития, став полноценным участником международного рынка перевозок. - Есть мнение, что в ближайшем будущем успешность компании станет определять ее способность осуществлять мультимодальные перевозки. Считается, что клиентов в первую очередь интересуют услуги «door-to-door». Считаете ли Вы, что RG должен оказывать полный спектр услуг или успех в первую очередь определяется специализацией на каких-то ключевых направлениях, где компания должна стать по-настоящему лучшей из лучших? Мультимодальные перевозки, без сомнения, перспективное направление деятельности. Но, хочу заметить, что возможность компании предоставлять сервис такого уровня не всегда является решающим конкурентным преимуществом просто потому, что далеко не всегда клиенту необходима транспортировка по системе «door-to-door». По сути, именно потребители формируют спектр тех услуг, которые предоставляет компания. Если заказчику необходим именно такой сервис, компания должна быть способна оказать услугу такого рода. Группа Rail Garant осуществляет, в том числе, и мультимодальные перевозки. Более того, у нас есть все возможности для того, чтобы и дальше развивать данное направление деятельности. Я имею ввиду наличие контейнерных площадок, которые используются как для временного хранения грузов, так и для их перевалки на другой вид транспорта. Число таких площадок в разных регионах России мы планируем увеличить до десяти. Что касается второй части вашего вопроса, то стремиться быть по-настоящему лучшими из лучших необходимо в любом виде деятельности. Это залог успеха каждой компании, планирующей занять достойное место в своей сфере. Если говорить конкретно о Rail Garant мы постараемся быть в числе лучших, ведь таков наш девиз («Группа компаний Rail Garant – создана быть лучшей!» ред). Мы осознаем амбициозность данного заявления и поэтому будем стремиться делать все возможное, чтобы доказать это на практике. ГОТОВЫ К ОБОСТРЕНИЮ КОНКУРЕНЦИИ - Каким Вам видится будущее рынка железнодорожных перевозок? Оправданы ли на Ваш взгляд прогнозы, согласно которым стальные магистрали будут проигрывать конкуренцию другим видам транспорта? Говорить о несостоятельности железнодорожного транспорта и прогнозировать смещение акцента в сторону автомобильных перевозок в РФ не совсем правильно даже при всех существующих проблемах железнодорожной отрасли. Если обратиться к истории, железнодорожный транспорт всегда занимал ведущее место в транспортной системе России. По статистике на его долю приходится около половины грузооборота всех видов транспорта общего пользования. Даже в условиях экономического кризиса падение перевозок грузов железнодорожным транспортом оказалось минимальным – порядка 15%, в сравнении скажем с автомобильным – 24%. Это очевидный показатель его высокой устойчивости по отношению к различного рода экономическим колебаниям в стране и в мире в целом. Автомобильный транспорт предпочтителен при перевозках на короткие расстояния – до 1000 км. Среднее же расстояние транспортировок в России по железной дороге составляет более 1600 км. Это связано с удаленностью мест производства сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов. В таких условиях преимущества железнодорожного транспорта вне всяких сомнений. Кроме того, не стоит забывать, что дорожная инфраструктура также достаточно ограничена в своих возможностях. Поэтому вероятность значительного увеличения доли автотранспорта мала. Повышать эффективность железнодорожных перевозок России, безусловно надо. Для этого необходимо решить ряд важных вопросов, связанных с возросшим порожним пробегом, нехваткой локомотивов, высокими тарифами на перевозку. - Как, на Ваш взгляд, будет трансформироваться рынок операторских услуг в дальнейшем? Вероятно в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция к укрупнению операторских компаний, за счет слияния и поглощения мелких операторов крупными холдингами. В итоге число основных операторов может сократиться до 20-30. Мы также готовы рассматривать возможность приобретения мелких операторов. - Группа Rail Garant в этом году вступила в НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава». Вы являетесь Членом Президиума данной организации. На Ваш взгляд, способствует ли Совет решению проблемных вопросов в железнодорожной отрасли? Безусловно. Партнерство является своеобразной платформой для взаимодействия операторов железнодорожного подвижного состава с государственными структурами ОАО «РЖД», Минтрансом РФ, ФСТ РФ по вопросам дальнейшего развития и повышения эффективности железнодорожного транспорта. Вступление Rail Garant в члены Партнерства позволяет Группе принимать активное участие в совершенствовании законодательства, а также регулировании взаимодействия операторов и основных участников рынка железнодорожных перевозок. Используя наши знания и опыт, мы стараемся внести свой посильный вклад в развитие железнодорожной отрасли России. Журнал "РЖД-Партнер", №10 |