публикации компаний группы

СПЕЦТРАНСГАРАНТ. Особенности перевозки химических грузов высокого класса опасности в танк-контейнерах

01/03/10
Транспортировка опасных грузов является специфическим видом перевозок, требующим учета таких важных моментов, как надежность используемой емкости с целью исключить возможные протечки; особенности погрузки-выгрузки продукта; соблюдение температурного режима и т.д.

Часто доставку опасных грузов необходимо осуществлять в труднодоступные районы с отсутствием ж/д инфраструктуры. Перевозка грузов в танк-контейнерах, помимо прочего, позволяет решить проблему обеспечения районов, удалённых от железной дороги и сократить сроки доставки.

Традиционные схемы транспортировки нефтехимических грузов, в том числе высокого класса опасности, привязаны к существующей железнодорожной инфраструктуре. Таким образом, продукт технологически не может быть доставлен конечному потребителю, если транспортировка осуществляется в ж/д цистернах. Поэтому предприятия, не имеющие выхода на железную дорогу и не имеющие продуктопровода на наливную эстакаду рядом с ж/д веткой, используют автомобильный транспорт. А это, к сожалению, ограничивают рынки сбыта близлежащими регионами.

Пример из практики
При стандартных перевозках на экспорт через порты груз везут в цистернах до российского порта, затем танкером до европейского, сливают в портовое хранилище (с последующим перемещением в евроцистерны) или в цистерны для доставки конечному потребителю. Таким образом, движение груза происходит с неоднократными переливами груза (в местах перевалки, на стыках смены видов транспорта или ширины колеи железной дороги), вследствие чего происходят потери продукта, растут затраты и увеличиваются сроки доставки. Из-за ограниченной мощности станций перелива в портах возникает простой вагонов, как следствие, возрастают издержки, повышаются риски пожарной и экологической опасности.

Использование танк-контейнеров при перевозке грузов позволяет сохранить первоначальное качество продукта в связи с отсутствием многочисленных переливов продукта и непосредственного контакта с окружающей средой; избежать существенных потерь груза и средств при простое; доставлять товар потребителям "от двери до двери" практически без потерь и без ущерба окружающей среде.

Однако, существуют и негативные тенденции, связанные с мультимодальными перевозками: усложняется процесс возврата контейнеров после выгрузки, что заставляет владельца парка ужесточать меру ответственности за его сохранность.

Проблемы, использования танк-контейнеров при перевозке опасных грузов
К опасным грузам относятся ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества. Их погрузка-выгрузка, а также транспортировка должны проводиться высококвалифицированными специалистами. Несоблюдение норм и правил доставки опасных грузов, может привести к непредсказуемым последствиям - взрыву, химическому заражению окружающей среды, стать угрозой жизни человека.

Поэтому танк-контейнеры, предназначенные для перевозки некоторых опасных грузов, должны соответствовать определенным требованиям: изготавливаться из нержавеющей стали, оснащаться разрывной мембраной и т.п. Все это значительно увеличивает стоимость самого танк-контейнера и стоимость его эксплуатации.

Кроме того, использование танк-контейнеров сопряжено с рядом таких проблем, как:
  • длительность процесса открытия станции под контейнерную перевозку
  • получение лицензии на перевозку опасных грузов
  • сертификация танк-контейнеров
  • отсутствие ремонтных депо в достаточном количестве
  • не в полной мере и некачественно оформленная эксплуатационная документация
  • полное отсутствие ремонтной документации
  • проблемы с переосвидетельствованием
  • отсутствие мест промывки и пропарки порожних танк-контейнеров
  • недобросовестное выполнение рядом заводов изготовителей своих гарантийных обязательств
  • сложные условия эксплуатации, связанные как с климатическими условиями, так и с нарушением правил транспортировки танк-контейнера. Это, прежде всего, касается выполнения работ по сортировке ж/д платформ на станциях формирования составов (спуск с горок)
  • нарушение правил при погрузочно-разгрузочных работах
  • кражи дорогостоящей арматуры, люков и прочих деталей танк-контейнеров в процессе перевозки и т.п.
С момента своего появления компания Спецтрансгарант приобрела значительный опыт транспортировки опасных наливных грузов в танк-контейнерах. Это позволяет организовать работу таким образом, что наши клиенты не замечают трудностей, решение всех этих проблем мы берём на себя.

Наши специалисты разработали технологию перевозки грузов в танк-контейнерах как железнодорожным транспортом, так и в смешанном сообщении с другими видами транспорта по территории России и СНГ.

Классификация опасных грузов
К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88: КЛАСС 1 - взрывчатые материалы; КЛАСС 2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением; КЛАСС 3 - легковоспламеняющиеся жидкости; КЛАСС 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые); КЛАСС 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды; КЛАСС 6 - ядовитые и инфекционные вещества; КЛАСС 7 - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г); КЛАСС 8 - едкие и коррозионные вещества; КЛАСС 9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.

журнал «Топливный рынок»
http://www.top-r.ru/journal/a18119.html