публикации компаний группы

ОПТИМА ТРАНСАВТО: Автомобили предпочитают «железку»?

28/01/13
Перспективы транспортировки автомобилей по железной дороге выглядят неоднозначно. Эксперты все чаще говорят о рисках стагнации производства и, как следствие, перевозок готовой продукции. О том, что на самом деле происходит в данном сегменте и каковы перспективы его дальнейшего развития, рассказал генеральный директор компании «Оптима ТрансАвто» (Группа компаний Rail Garant) Михаил Растопчин.

– Михаил Александрович, перевозки автомобилей по железной дороге – пожалуй, один из наиболее динамично растущих сегментов. Тем не менее скептики объясняют удивительную динамику прошлых лет эффектом низкой базы: после падения 2009 года любое самое скромное оживление в процентном отношении выглядит как стремительный рост. Как дополнительное подтверждение неоднозначности ситуации в автомобильных перевозках приводят перепады в показателях помесячных сетевых отгрузок и снижение темпов прироста перевозок.

Что же на самом деле происходит в данном сегменте? Насколько устойчивым является (и будет в дальнейшем) рост объемов? Какие факторы будут в наибольшей степени определять состояние дел?


– Динамика перевозок автомобилей во многом зависит от экономической ситуации в стране в целом. Ведущие производители в 2013 году планируют увеличение объемов производства автомобилей в РФ, но вторым важным фактором является покупательский спрос. Согласно оптимистичному сценарию развития, он продолжит расти, согласно пессимистичному – сократится во второй половине года, и к этому тоже нужно быть готовыми. Своеобразным защитным механизмом в условиях нестабильного рынка может стать стратегическое партнерство оператора и производителя. Такое взаимовыгодное сотрудничество с прошлого года существует между ОТА и компанией «Соллерс», что гарантирует нам загрузку всего парка вагонов, а «Соллерсу» – своевременный вывоз необходимого объема автомобилей.

– Нередко автодилеры сетуют на большой процент боя при перевозках на специализированных платформах. В частности, говорят, что доля «травмированных» авто в полтора-два раза выше, чем при аналогичных перевозках в странах ЕС. Насколько актуальной Вы считаете эту проблему в настоящее время и на ближайшую перспективу?

– У каждого автомобильного бренда, который мы перевозим, есть определенный максимально возможный процент боя при транспортировке по железной дороге. Мы не только не превышаем этот процент, но и делаем все возможное, чтобы его уменьшить. Не последнюю роль в обеспечении сохранности автомобилей при перевозках играет использование крытых вагонов-автомобилевозов, в этом отношении, бесспорно, выигрывающих у автовозов. Известны случаи, когда некоторые бренды даже на коротких плечах делают выбор в пользу железной дороги, ввиду того что процент повреждения при перевозках автомобильным транспортом увеличивается.

– Ощущаете ли вы конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта? В чем сильные и слабые стороны перевозки по железной дороге по сравнению с доставками по шоссе?

– Давления как такового со стороны автомобильного транспорта мы не ощущаем. Конкуренция между автовозами и вагонами возможна только при перевозках до 3 тыс. км. При перевозках же на расстояния свыше этой отметки целесообразно использовать исключительно железнодорожный транспорт, что экономически более выгодно. А наше основное направление Дальний Восток – Подмосковье – это расстояние порядка 9 тыс. км. Если говорить о перевозках автомобилей по территории России в сложных зимних условиях, то преимущество также на стороне крытых вагонов-автомобилевозов. И, наконец, вагон, в отличие от автовоза, всегда сопровождает охрана, которая несет ответственность за сохранность груза на протяжении всего пути следования.

– Насколько актуальным является дефицит подвижного состава в данном сегменте? Каковы планы вашей компании в отношении расширения собственного парка?

– По данным Ассоциации европейского бизнеса, российский автомобильный рынок за период с января по октябрь 2012 года вырос на 13% по сравнению с тем же периодом 2011-го и продолжит расти. Многие производители уже объявили об увеличении производства автомобилей в 2013 году. С II полугодия АвтоВАЗ приступит к выпуску автомобилей под маркой Renault. Audi, входящая в концерн Volkswagen, с середины 2013 года собирается возобновить сборку автомобилей на заводе в Калуге. «Соллерс» планирует начать выпуск автомобилей Toyota и наладить сборку автомобиля Mazda 6 и внедорожника Toyota Land Cruiser Prado.

Ввиду заявленных объемов производителей по выпуску новых авто в 2013-м, в II квартале этого года возможен дефицит подвижного состава. В связи с этим у нас есть планы по наращиванию парка автомобилевозов. Сейчас мы ведем переговоры с двумя вагоностроительными предприятиями о возможном строительстве от 150 до 500 вагонов.

– Сейчас можно наблюдать различные стратегии конкурентной борьбы – от дисконтирования, граничащего с демпингом, до привлечения административных ресурсов для закрепления за собой клиентов. Исходя из опыта вашей компании, что необходимо для успешного расширения своего присутствия в данном сегменте?

– Конкурентная борьба на рынке, конечно, есть. Но самое главное для клиента, как бы банально это ни звучало, – качество оказания услуги: своевременная подача вагонов под погрузку, оперативное информирование об оказанной услуге, своевременная выгрузка автомобилей и доставка их дилеру, а также минимальный процент боя при транспортировке, о чем уже говорилось выше.
Поэтому наши усилия целиком и полностью сосредоточены на качестве оказания услуг, а не на дисконтировании и демпинге, тем более что демпинг не всегда является решающим фактором при выборе перевозчика в данном конкретном сегменте рынка. Самое главное – держать марку.

– Каковы Ваши прогнозы в отношении дальнейшего развития событий? Какие задачи стоят перед вашей компанией?


– Вне зависимости от состояния рынка наша основная задача – увеличить долю присутствия. Надеюсь, что наша репутация ответственного партнера и высокое качество оказания услуг, соответствующее европейским стандартам, будут способствовать достижению этой цели.

"РЖД-Партнер", №1-2, 2013