публикации компаний группы

СПЕЦТРАНСГАРАНТ: Рынок ждет контейнеризация

29/09/11

Перевозки сжиженного газа с производственных площадок, удаленных от железнодорожных путей, в танк-контейнерах становятся все более востребованными в России. Об особенностях этих перевозок в интервью Argus рассказал генеральный директор ООО «Спецтрансгарант» (Группа компаний Rail Garant) Александр Фокин.

Раньше «Спецтрансгарант» кроме перевозок сжиженного углеводородного газа занимался перевозкой ШФЛУ, по какой причине вы решили уйти из этого сегмента?

- Мы прекратили осуществлять транспортировку ШФЛУ два с половиной года назад. Работали с ООО «Прогресс» по ст.Новосергиевскаяи перевозили ШФЛУ в танк-контейнерах с Заикинского ГПП.
Было принято решение вывести задействованные в данном проекте КЦ, потому что нашему стратегическому партнеру – ЗАО «СИБУР-Транс» срочно потребовался дополнительный парк, а за обозначенный период невозможно было приобрести необходимое количество танк-контейнеров.

Сейчас основной род деятельности «СТГ» транспортировка СУГ и нефтехимии. Есть ли у компании другие клиенты по перевозкам сжиженного газа, помимо «Сибур Холдинга»?

– Есть, но их объемы незначительны, по сравнению с «Сибур Холдингом». Что касается перевозки продуктов нефтехимии, то объем перевозок «Сибур Холдинга» в этом году достигнет порядка 15% от общего объема перевозок «СТГ». Это спирты, гликоли и стирол.

После того, как «Сибур Холдинг» приобрел завод «Акрилат», в августе мы также начали осуществлять транспортировку бутилакрилата.

Вы обеспечиваете для «Сибур Холдинга» перевозки сжиженного газа только производства «Няганьгазпереработки»?

– Да. Еще везем бутадиен с «Тольяттикаучук» на «Воронежсинтезкаучук». В принципе, обсуждаем возможность перевозки бутадиена с других заводов.

«Спецтрансгарант» занимается реализацией сжиженного газа?

На сегодняшний день мы принципиально не занимаемся перепродажей никаких продуктов, хотя такие предложения периодически поступают.

Не так давно вы заключили контракт на постройку 151 газового танк-контейнера. Этот парк будет задействован для перевозки сжиженного газа с «Няганьгазперерабоки»?

– Не только, порядка 100 танк-контейнеров – под увеличение вывоза газа со станции Нягань, а остальные – для перевозки бутадиена.

Где вы размещаете заказ на изготовление газовых танк-контейнеров?
– На заводе «Кемеровохиммаш», который входит в холдинг «СДС-МАШ», а также на Уралкриомаше.

Уралкриомаш входит в состав Уралвагонзавода?

– Нет. Это самостоятельное предприятие, просто оно расположено на территории Уралвагонзавода.

А сам Уралвагонзавод тоже изготавливает танк-контейнеры?

- Когда в 2008г. перед нами встала необходимость увеличивать парк газовых танк-контейнеров, компания начала поиск заводов, которые потенциально могут или когда – то занимались изготовлением ТК.

Предпочтительным для нас стал ХК «СДС-МАШ» и мы начали строить танк-контейнеры в Кемерово.

На сегодняшний день мы рассматриваем различные варианты взаимодействия вагоностроительными заводами и всегда открыты к диалогу.

Какой расчетный срок службы танк-контейнеров?

– Расчетный срок службы составляет 20 лет. Но с учетом дополнительной диагностики танк-контейнеров и при успешном прохождении испытаний на прочность, ресурс танк-контейнера может быть продлен Российским морским регистром судоходства.
Процедура включает перечень обязательных регламентных работ, выполняемых под технологическим надзором инспектора морского регистра судоходства, который осуществляет приемку и выдает окончательное заключение о пригодности ТК.
В России, вся деятельность, связанная с танк-контейнерами регламентируется морским регистром судоходства. Если мы покупаем импортные танк-контейнеры, имеющие сертификат Lloyd или Veritas, признанные во всем мире, то нам для их эксплуатации на внутреннем рынке все равно необходимо освидетельствование их РМРС с последующим получением экспертного заключения.

Есть ли смысл в закупках импортных газовых танк-контейнеров?

– В существующем парке СТГ нет ни одного импортного газового ТК, их в принципе не так уж и много, в сравнении с химическими.
Я недавно встречался с Кевином Сигхом - коммерческим директором компании Fort Vale, являющейся одним из мировых лидеров по производству запорно-предохранительной арматуры, обсуждали перспективы развития сотрудничества между нашими компаниями. С его слов, во всем мире в первом полугодии 2011 г., без учета российских ТК, было выпущено всего 300 газовых танк-контейнеров.

Во время размещения заказа на изготовление танк-контейнеров, вы оговариваете, какую запорную арматуру ставить?

– Конечно, мы обязательно оговариваем, какой запорно-предохранительной арматурой оснащать танк-контейнер. У нас были ситуации, когда мы сами покупали ЗПА, в том числе и Fort Vale и поставляли заводу-изготовителю КЦ.
Например, когда мы начинали перевозку бутадиена, у нас были танк-контейнеры с запорной арматурой производства «Уралвагонзавода».
В течение года, в рамках гарантийных обязательств завода-изготовителя, мы неоднократно возвращали запорную арматуру обратно на завод на доработку, поскольку та марка резины, которую они подобрали под уплотнение, через несколько срабатываний теряла упругость и эластичность. Разработчиками было проведено немало исследований в заводских и лабораторных условиях, но причина так и не была определена.

Получив неудачный опыт эксплуатации данной арматуры, в конечном итоге мы перешли на использование запорно-предохранительной арматуры Fort Vale.

Так что, запорно-предохранительная аппаратура Fort Vale дешевле обходится, чем российская?

- Стоимость ЗПА производства Fort Vale с учетом доставки на территорию России выходит не выше стоимости российской продукции. Есть, наверное, единственный минус, это срок изготовления и доставки в РФ.

Англичане поставляют арматуру, укомплектованную своей резиной?

– Они используют фторопласт. Мы пытались подобрать подобный материал в России, но не получилось.

А все-таки, какова средняя стоимость танк-контейнера и как она изменилась за последнее время?

– Средняя стоимость танк-контейнера на сегодняшний день составляет примерно 1,1 – 1,2 млн. рублей. Если партия танк-контейнеров по контракту небольшая, то цены наверное будут выше. С учетом того, что мы заключили контракт на 100 танк-контейнеров, то, соответственно, и металлурги продают металл заводам-производителям с учетом скидок.

При производстве танк-контейнеров существует много нюансов, которые влияют на итоговую стоимость. Но, я думаю, у нас есть определенные ценовые льготы как у крупного заказчика.

Вы же почти единственные покупатели ТК в России. Кто еще занимается контейнерами?

– Для ТНК-BP сжиженный газ перевозит компания ООО «ТрансЛогистик», у них в управлении около 400 танк-контейнеров.

Мы тоже когда-то работали с ТНК-BP по перевозке ШФЛУ со станции Новосергиевская. Под этот проект было задействовано порядка 90 наших танк-контейнеров. Но потом танк-контейнеры пришлось задействовать для обеспечения нужд нашего стратегического партнера ЗАО «СИБУР-Транс».

К вам не обращалась с просьбой обеспечить перевозки сжиженного газа группа «Монолит», реализующая в настоящее время два проекта по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в Ханты-Мансийском автономном округе?

– Насколько я знаю, «Монолит» строит танк-контейнеры на «Уралхиммаше». Мы обсуждаем вопрос возможного сотрудничества и готовы к взаимовыгодному партнерству.

Парк танк-контейнеров «Спецтрансгаранта» является собственностью компании или работает по лизинговым схемам?

– Большая часть, конечно, по лизингу, тайн никаких нет.
На сегодняшний день в компании из 1154 газовых ТК, лизинговых – 962 (83%), собственных – 192 (17%).

Получается, что конкуренции на рынке перевозок газа в танк-контейнерах нет, поскольку есть всего два оператора – «Спецтрансгарант « и «ТрансЛогистик».

– Еще есть Tank Yard и «Сибур-транс». Tank Yard также участвует в перевозках сжиженного газа для «Сибур Холдинга». У них парк на уровне 250–280 единиц, а у «Сибур-Транса» – порядка двухсот.

А какой у вас сейчас ежемесячный объем перевозок сжиженного газа?

– К концу года планируется выйти на объем ежемесячных отгрузок в 25 000 тонн.

По регионам в основном куда поставляете?

- У нас обширная география поставок: Центральный регион, Южный Урал, Западная Сибирь и Зауралье.
Основными регионами поставок являются – Нижегородская, Владимирская, Московская, Самарская, Челябинская, Тюменская и Курганская области.

Компания планировала построить собственное депо в Нижегородской области. Как продвигается этот проект?

– Мы его обязательно реализуем. Это оказалось не так просто, и процесс затянулся.

Холдинг разрастается, появляются новые проекты. Депо нам остро необходимо для ремонта, переосвидетельствований, промывки и дегазации с учетом того, что парк химических танков в этом году превысит парк газовых.

А какова стоимость проекта строительства депо?

– Планируется уложиться в 300 млн. рублей.

В какие страны вы осуществляли перевозки газа в танк-контейнерах?

– Только на Украину.

Какой объем перевозок сжиженного газа вы сейчас ежемесячно перевозите для «Сибур Холдинга» на Украину?

Поставки производятся периодически, в зависимости от потребности рынка в объеме до 1 000 тонн.

Вы слышали, что «Евротранс» тоже собирается заняться танк-контейнерными перевозками?

– Да, слышал. Это в большей мере касается химических грузов, чем газов.

А сжатый метан вы перевозите?

– Нет. В том парке, который у нас есть, это невозможно – нужны другие танк-контейнеры.

В чем на Ваш взгляд основные преимущества танк-контейнеров?

– Использование танк-контейнеров очень актуально для таких мест, где нет железной дороги, как, например, в Нягани. Кроме того, благодаря танк-контейнерам значительно расширяется география перевозок продукта – их можно слить на любой станции, имеющей разрешение, и для этого не нужно иметь газонаполнительную станцию (ГНС). Поэтому, на мой взгляд, в ближайшее время российский транспортный рынок ждет контейнеризация перевозок сжиженных углеводородных газов и нефтехимических грузов.

Argus LPG, сентябрь