публикации компаний группы

СПЕЦТРАНСГАРАНТ: Танки ядов не боятся

23/09/11
Химическая промышленность - один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, вместе с тем, зачастую именно обеспечение транспортных потребностей предприятий химического комплекса становится сдерживающим фактором в реализации производственных планов. О состоянии и возможных путях развития рынка перевозок химикатов рассказал генеральный директор ООО «Спецтрансгарант» (Группа компаний Rail Garant ) Александр Фокин.

- Александр Васильевич, каковы, по Вашим оценкам сейчас объем и динамика рынка перевозки химических грузов в танк-контейнерах? С чем, на Ваш взгляд, это связано? Сохранятся ли эти тенденции в среднесрочной и более отдаленной перспективе?

- На сегодняшний день для сегмента перевозок химических грузов характерна тенденция роста. По мнению экспертов отрасли, по итогам года объемы транспортировки могут увеличиться до 40% в сравнении с объемами прошлого года.

Ввиду старения парка химических вагонов-цистерн и минимальных объемов производства нового подвижного состава, мы видим будущее перевозок нефтехимических грузов за контейнеризацией. Учитывая отсутствие необходимости промежуточной перевалки грузов при мультимодальных перевозках, танк-контейнеры наиболее экономичны и удобны в использовании.

В связи с этим, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе мы прогнозируем рост перевозок химических грузов в танк-контейнерах.

- В чем основные особенности перевозки данной категории грузов в танк-контейнерах?

В первую очередь, это общие риски, связанные с перевозкой опасных грузов независимо от способа транспортировки.

Кроме того, при перевозке химических грузов предъявляются жесткие требования к чистоте внутренней поверхности котла танк-контейнера. Даже незначительный налет на металле от ранее перевозимого груза нередко приводит к изменению сортности вновь налитого продукта, поэтому каждый раз приходится осуществлять промывку танк-контейнера при смене продуктов. Но места промывки не всегда находятся в пути следования от одного предприятия на другое, что вызывает дополнительные временные и финансовые затраты.

- Как вы оцениваете обеспеченность данного вида перевозок танк-контейнерами?

В основном для перевозок химии на сети используются вагоны-цистерны, поэтому об обеспеченности данного груза танк-контейнерами говорить не приходится – в данном сегменте рынка очень ограниченное число игроков.

- В чем Вам видятся основные проблемы при осуществлении таких перевозок и развития данного рыночного сегмента в целом?

Главной проблемой является отсутствие инфраструктуры для работы танк-контейнеров в местах слива/налива продуктов. Все, что сейчас есть на сети, сориентировано для работы с вагонами-цистернами. Кроме того, на сети существует ограниченное количество станций, имеющих разрешение работать с танк-контейнерами. Это еще раз подтверждает тот факт, что перевозка химических грузов в танк-контейнерах только осваивается в России.

Еще одной немаловажной проблемой в последнее время стали участившиеся случаи разукомплектования танк-контейнеров. В связи с тем, что в большей степени в России используются ТК импортного производства, приходится заказывать запчасти в странах производителях, что занимает достаточно длительный срок.

- Ощущается ли конкуренция на рынке между железнодорожными операторами, с другими видами транспорта?

Безусловно, как и в любом виде перевозок, конкуренция существует – это перевозки в вагонах-цистернах, автоцистернах и даже перевозка танк-контейнеров автомобильным транспортом.

- Каковы основные направления и объемы перевозки химических грузов? Какие позиции и направления будут развиваться в наибольшей степени?

Географию перевозок и наименование продуктов перечислить достаточно сложно ввиду большого числа химических предприятий и соответственно химических продуктов. Для данного сегмента рынка характерно динамичное развитие, поэтому количество предприятий постоянно растет.

Мы не отдаем предпочтение каким-либо продуктам, транспортировка которых уже имеет отлаженную схему. Напротив, мы всегда с удовольствием беремся за перевозку чего-то нового. В большей степени это и не дает нам возможности остановиться в развитии.

Журнал "РЖД-Партнер"