публикации компаний группы

ТРУБНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ. Спрогнозирован дефицит цементовозов летом текущего года.

21/04/11
В преддверии открытия строительного сезона ожидается повышенный спрос на вагоны-цементовозы. Насколько оправданы подобные опасения в текущем году? Своим мнением с нами поделилась директор департамента перевозок строительных грузов Трубной транспортной компании Плутахина Ольга.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние парка российских цементовозов?

В принципе существующий пар находится в довольно приличном состоянии: средний возраст данного типа вагонов в настоящее время составляет 10 лет (при сроке службы 26 лет). Это связано с массовым обновлением парка в 2006-2008 гг. – за этот период было произведено около 11,5 тыс. единиц.

- Насколько эффективно сейчас использует этот парк?

По статистике примерно 40% парка цементовозов обслуживает грузы не строительного сектора, а стекольной промышленности, а также везет другую номенклатуру, разрешенную к перевозке в хопперах. Парк цементовозов, используемый непосредственно для перевозки цемента, составляет лишь 13,5 тыс. из 22 тыс. вагонов.

- Получается, что на рынке наблюдается избыток цементовозов? 13,5 тыс. вагонов достаточно, для того, чтобы доставить потребителю весь заявленный объем цемента?

По нашим оценкам, в 2010 году железнодорожным транспортом было перевезено 35 млн. тонн цемента. Потребный парк, для вывоза данного объема в летний пиковый период, составляет порядка 17 тыс. хопперов. В прошлом году недостающее количество цементовозов удалось компенсировать массовой подачей хопперов-зерновозов на рынок перевозок строительных грузов.

В 2011 году с учетом общего состояния строительной отрасли в России и введения в строй новых мощностей по производству цемента потребности в перевозках могут превысить показатели 2007 года, которые составляли 52 млн. тонн. В таком случае для вывоза такого объема в пиковый период парк цементовозов должен составлять 23- 24 тыс. хопперов.

Следовательно, летом 2011 года заводы-производители цемента могут столкнуться с ощутимой нехваткой подвижного состава. По нашим прогнозам, дефицит может превысить 30%.

- Неужели производственные мощности вагоностроительных заводов не позволяют произвести достаточное количество цементовозов для того, чтобы предотвратить такой дефицит?

Хочу снова обратиться к неумолимой статистике. С 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2011 года, на вагоностроительных предприятиях было произведено не более двух сотен данных видов вагонов. А утилизировано - несколько тысяч цементовозов (в связи с окончанием срока их службы).

С учетом списания последующих лет ежегодная потребность в строительстве новых вагонов сейчас оценивается в 6 – 8 тыс. единиц.

Теоретически заводы могут построить необходимое количество цементовозов. Но в реальности этого не происходит. Те, кто способен начать их производить, работают на давальческом литье, а те, у кого есть свое литье, не могут перераспределить его, чтобы выпускать цементовозы: мощности цехов полностью загружены заказами на полувагоны. Значит, в ближайшее время массового выпуска необходимых вагонов не предвидится. И это грозит дефицитом, который может образоваться уже летом текущего года.

- Дефицит вагонов, как правило, оказывает влияние и на ставки их аренды. Яркий пример этому сегодня - рынок полувагонов. По Вашим прогнозам, как будет развиваться ситуация в сегменте предоставления цементовозов?

- Компании, приобретающие новые вагоны-цементовозы, по нашим оценкам, вынуждены будут установить планку на уровне 1800 р./сутки (без НДС) за один вагон. Это именно та ставка, которая необходима для окупаемости нового вагона в семилетний период. Крупные компании, имеющие сейчас в собственности цементовозы, смогут предложить ставку чуть ниже 1500-1600 рублей.